Как и на всех ступенях Монтессори образования, работа в Школе 6-12 выстраивается в соответствии с потребностями возраста

 

Характеристики возраста 6-12

 

Рассуждающий ум. В отличии от дошкольного периода, в возрасте 6-12 лет ребёнок уже не просто принимает информацию о мире вокруг (так работает впитывающий разум в возрасте 3-6), а постоянно рассуждает, анализирует оценивает, ищет причинно-следственные связи… Он хочет узнать, как устроен мир и почему он так устроен!

 

Взрыв воображения и абстрактное мышление. Начиная с 6 лет ребёнок может представить себе мир целиком и явления, которые он никогда не видел: неведомые страны, космос, предыдущие исторические периоды и многое другое. На самом деле дети в этом возрасте живут не здесь и сейчас:) Ваш ребёнок может жить на Луне, в Австралии или в Древнем Египте, и для него это абсолютно естественно:))

 

Потребность в активных социальных контактах: ребёнку в этом возрасте важно объединяться в группу ради достижения определённой цели, групповая деятельность становится доминирующей. Также важно общаться с разными взрослыми, авторитетами в различных областях.

 

Формирование морали: обострённое чувство справедливости, развитие эмпатии, честность, чувство ответственности, культ героя: ребёнок исследует, что он может сам, один, в этом мире.

 

 

КЛАСС 6-9

 

Ребёнок-исследователь

 

Итак, ребёнок в младшей школе — исследователь, он постоянно находится в поиске ответов на вопросы: Как? Когда? Зачем? Почему? И ему очень важно находить эти ответы самому, а не пользоваться знаниями, данными учителем или родителями. Такой подход связывает знания с сильными эмоциональными впечатлениями, и процесс учёбы воспринимается ребёнком не как бремя, а как радость собственных самостоятельных открытий.

Поэтому в классе 6-9 создана очень богатая среда для активного исследования: здесь много различных механизмов, устройств, материалов, часть из которых — продолжение среды 3-6. Отличительной особенностью класса 6-9 является экспериментальная лаборатория, которая позволяет ставить опыты, наблюдать и выявлять многие естественные законы. Это помогает ребёнку удовлетворить свой пытливый ум и прийти к полному пониманию причин и взаимосвязей, к самостоятельным ответам на вопросы о мире.

Также, класс 6-9 отличает богатая библиотека. Чтение в этом возрасте постепенно становится инструментом, а не самоцелью. В Монтессори классе ребёнок не читает ради чтения и не читает на скорость — чтение в классе активно используется для познания мира вокруг: в библиотеке собрано много энциклопедических изданий, словарей, справочников, естественно-научной познавательной литературы для детей. Изучая тему, которая ему интересна (например, Древняя Мессапотамия), ребёнок читает соответствующую литературу и таким образом осознаёт необходимость и пользу чтения в реальной жизни. Книги для класса подбираются очень кропотливо, чтобы объём и уровень сложности информации соответствовали возрасту детей. Очень многие книги даже делаются самостоятельно, руками педагогов.

 

Единство познания мира

и индивидуальное развитие

 

В возрасте 6-12 ребёнок воспринимает мир единым, не разделяя его на школьные “предметы”. Каким образом ему удаётся познавать мир целостно в М-классе?

Учебный год в классе 6-9 начинается с Больших историй. Большие истории — это завораживающие истории, которые рассказывает и показывает педагог в кругу детей в самом начале года. Их цель — пробудить воображение ребенка и вдохновить его на работу с разными областями знаний, мотивируя его задавать вопросы и искать ответы на них, самостоятельно работая с источниками. Традиционно, Больших историй пять:

 

Возникновение Вселенной

Появление Жизни на Земле

История Человека

История Письменности

История Чисел

 

Большие истории наилучшим образом демонстрируют ребёнку целостность мира. Это не истории отдельно про математику, отдельно про язык или про биологию… Большие истории открывают перед ребёнком двери в огромную Вселенную, в которой всё взаимосвязано и помогают ему ощутить себя частью этой Вселенной. Они помогают ему осознать, какой огромный путь прошло человечество от самых истоков до сегодняшнего дня и почувствовать: “я тоже могу стать частью этого пути и привнести что-то своё в этот мир!”. И это даёт ребёнку ощущение очень глубокой взаимосвязи его собственной жизни с тем, что он изучает и с самим процессом познания.

Большие истории — это основа для продвижения от целого к частному. Ребенок сможет дальше углубляться в любую науку и детализировать свои знания. Из одной и той же истории каждый ребёнок выйдет со своими индивидуальными вопросами. Например, после Истории письменности одного заинтересуют глиняные таблички, на которых писали шумеры, и он захочет дальше изучать древние народы и историю цивилизаций; а у другого вызовет интерес непосредственно язык, и он вдохновится больше заниматься письмом; а третьего заинтересует, что именно описывали люди в древности с помощью речи — например, их наблюдения за природой и открытия, и таким образом ребёнок перейдёт к изучению естественных наук. Вариантов множество:) И каждый ребёнок после этого пойдёт своей дорогой, используя различные ключи-источники знаний, которые собраны в классе.

 

Предметные области

 

Как мы сказали выше, в Монтессори программе ребёнок не изучает отдельно предметные области знаний. Но если переводить Монтессори обучение на язык традиционной школы, то в начальной школе 6-12 ребёнок знакомится с такими областями естественных наук как:

 

География

Биология

История

Физика и химия

Геология

Анатомия

 

Кроме того, огромную часть Монтессори класса 6-9 занимает математика: арифметика, геометрия и начало алгебры. Сначала ребёнок изучает простые математические действия: сложение, вычитание, умножение, деление. Всё это он осваивает с помощью понятных и конкретных Монтессори материалов, многие из которых он знает по классу 3-6. И даже если придя в класс 6-9 он уже умел производить эти действия с небольшими величинами, то он может развивать эти навыки дальше: материалы устроены так, что позволяют без труда работать  и с 3-, 4-, 5-значными числами! Достигнув этого уровня, ребёнок постепенно осваивает более сложные темы: дроби обычные и десятичные, возведение в степень, решение уравнений… Одновременно с этим дети совершают последовательный переход от Монтессори материала к абстракции. Работая с материалом, они выявляют законы и закономерности, которые описывают в тетрадях уже в абстрактных категориях — таким образом дети сами выводят формулы, которые потом используют. И это даёт очень глубокий базис для дальнейшего изучения алгебры в средней и старшей школе, где дети работают уже с чистой абстракцией.

Подобным образом происходит и изучение Геометрии: от работы с осязаемыми 2-мерными и 3-мерными фигурами (Монтессори материалами) через знакомство с темами углов, окружностей, различных многоугольников дети переходят на абстрактный уровень.

 

 

КЛАСС 9-12

В классе 9-12 ребёнок уже активнее использует чужие открытия и научные труды, то есть “готовые” источники знаний. Переход к абстракции продолжается и в 9-12 её уже гораздо больше, чем материалов. Ребёнок работает в основном на абстрактном уровне, но когда ему нужно что-то перепроверить или самому для себя подтвердить какую-то гипотезу, он может снова обратиться к материалу. Но это уже не доминирующий формат его работы.

В классах Монтессори детям предложено огромное количество ключей к познанию мира. Но бывает так, что в изучении какой-то темы или  области знаний ребёнку недостаточно класса, и тогда он выходит за пределы школы. Подробнее об этом мы пишем ниже, в разделе “Форматы обучения”.

 

 

Форматы обучения в школе 6-12

 

Короткие уроки в малых группах.  В Монтессори школе нет единых уроков для всех по 45 минут. Но есть короткие уроки — 20-25 минут в небольших группах по 4-5 человек. Цель урока может быть разной: познакомить детей с какой-то новой темой (например, площадь треугольников или что такое углеводороды) или обсудить предстоящий проект или продумать сценку и т.д. Группа детей, которым надо дать тот или иной урок, формируется педагогом, по принципу равноуровневой подготовки этих детей к теме урока. Если педагог позвал ребёнка на урок, то этот урок для этого ребёнка обязателен. В среднем в течение дня каждый ребёнок может получить 1-3 таких коротких урока. Всё остальное время ребёнок занят свободной работой.

 

Свободная работа. Свободная работа — это цикл работы дительностью 2-3 часа, в котором ребёнок может сам выбирать себе деятельность (область знаний и материал, с которым он будет сейчас работать), её темп, длительность, партнёра по работе и т.д. В отличии от 3-6 в начальной школе это в основном работа в малых группах, которые дети создают сами. Индивидуальной работы становится гораздо меньше. При этом свободой выбора “работать или не работать” ребёнок не обладает:)) В ходе свободной работы дети отрабатывают и углубляются в темы, уже пройденные на предыдущих уроках или те, которыми они заинтересовались спонтанно, делают вместе проекты, готовят сценки и доклады, занимаются музыкой или творчеством в мастерской и многое другое.

 

Индивидуальная работа. В ходе свободной работы у ребёнка могут возникнуть вопросы, трудности в самостоятельном освоении материала. В таких ситуациях ребёнок обращается к педагогу за разъяснениями. Это может стать индивидуальным уроком для конкретного ребёнка: презентация какого-то дополнительного материала, помощь в решении задачи, совместный разбор сложного текста и т.д.

 

Групповые проекты, доклады, дискуссии, сценки, выступления — очень активные форматы в Монтессори классе. Детям нравится объединяться в группы, работать в команде, готовить проекты, выступать. Сценки в классе 6-9 — это не шоу, которое готовится неделями. Идея сценки может прийти спонтанно группе детей (например, сценка на тему “Уравнения”) и уже через пару дней группа показывает остальному классу сценку буквально на 5-7 минут, но зато полностью от идеи до выступления подготовленную детьми самостоятельно.

 

Выходы за пределы класса. В классах Монтессори детям предложено огромное количество ключей к познанию мира. Но бывает так, что в изучении какой-то темы или  области знаний ребёнку недостаточно класса, и тогда он выходит за пределы школы: в музей, на природу, на производство, на встречу с экспертом и т.д. Такой “выход за пределы” — это отдельная большая работа для ребёнка или малой группы детей. Они полностью самостоятельно готовятся к этому выходу: рассчитывают необходимое время, деньги, договариваются с людьми, покупают билеты и т.д. Роль взрослого здесь — сопровождать, максимально не вмешиваясь в процесс.

 

 

 

Организация обучения

 

— Разновозрастные группы: от 6 до 9 и от 9 до 12 лет. Постепенный рост численности класса от 10-12 детей в первый год до 25-30 детей на третий год существования класса.

 

— Планирование. В Монтессори школе 6-12 ребёнок сам, совместно с педагогом, составляет свой индивидуальный образовательный план. В классе 6-9 учитель помогает ребенку планировать свои ежедневные занятия, составлять планы на неделю, на месяц. В классе 9-12 постепенно от совместного обсуждения планов ребенок переходит к самостоятельному планированию. Педагог курирует этот процесс.

 

— Обратная связь вместо оценок. В начальной Монтессори школе нет оценок, но есть обратная связь и отслеживание индивидуального прогресса ребёнка из периода в период. Несколько раз в год педагог встречается индивидуально с каждой семьёй для подробного обсуждения динамики, успехов и сложностей, возникающих у ребёнка. В рабочем режиме между встречами школа постоянно информирует родителей о динамике группы.

 

— Аттестация: 2 раза в год по гос.стандарту начального образования.

 

— Нет домашних заданий, всю программу дети проходят в классе.

 

— Монтессори школа требует большой вовлечённости родителей в образование своего ребёнка, в первую очередь — разделение и поддержание дома принципов и философии Монтессори метода. Мы активно проводим семинары для родителей и различные совместные семейные мероприятия, в том числе поездки, походы, “выходы во вне”, о которых говорилось выше — всё это в той или иной мере требует родительского участия.

 

— При приёме в нашу школу предпочтение отдаётся выпускникам групп 3-6 Sunrise Montessori School, во вторую очередь — выпускникам других Монтессори садов, далее — семьям, прошедшим собеседование с руководством школы.

 

Расписание занятий

Подготовка к занятию, общение, зарядка?:) 8.15-8.30
Свободная работа в Монтессори классе, русскояз.ассистент 8.30-11.30
Обед 11.30-12.00
Прогулка: спортивные игры 12.00-13.00
Самостоятельное чтение 13.00-13.30
Свободная работа в Монтессори классе, англояз.ассистент 13.30-15.00
Английский, фронтальный урок 15.00-16.00
Полдник 16.00-16.15
Музыка / Творческая мастерская 16.15-17.15
Продлёнка: театр, шахматы, конструирование, рукоделие, живопись / вторая прогулка 17.15-19.00Педагог

 

Педагог группы 6-12  Наталья Васильева:

— Магистерский диплом МПГУ им. Ленина по направлению «Дошкольная педагогика и методика»

— Международный диплом Монтессори педагога (Лондон)

— Более 10 лет опыта работы в Монтессори группе 3-6, в т.ч. англоязычным педагогом

— Заканчивает международный курс Монтессори педагогики (АМИ) по классу 6-12

 

Контакты

По вопросам приёма в школу обращайтесь по телефонам:

8 (916) 5860293 — Зарина,  8 (916) 3360315 — Ксения

 

Имя и фамилия *

Телефон *

Электронная почта *

Как вы о нас узнали? *


Возраст ребенка


Какие занятия вас интересуют?