Отличия метода Монтессори
от традиционной педагогики
Обучение от частного к общему. Разделение дисциплин, не поощряется взаимосвязь между предметами.
Программа заранее структурирована учителем; темп одинаков для всей группы.
Обучение от общего к частному. Все дисциплины представлены в неразрывной взаимосвязи.
Ребёнок самостоятельно выбирает занятие; занимается в индивидуальном темпе.
Учитель занимает центральную роль в классе, он определяет активность ребенка.
Индивидуальные и групповые инструкции соответствуют стилю учителя. Большинство уроков даются в малых или больших группах.
Учитель выступает в роли наставника, ментора, он следует за интересом ребенка.
Через наблюдение учитель адаптирует занятие под индивидуальный стиль обучения каждого ребенка. Большинство уроков проводится один на один.
Книги и тетради — основной инструмент обучения.
Дети «привязаны» к своей парте, основное время — в сидячем положении.
Пространство классов не вдохновляет, броские цвета, много ненатуральных материалов.
Мультисенсорные обучающие материалы.
Дети могут заниматься, где им удобно, они не ограничены в движении.
Эстетике, гармоничности и экологичности среды придаётся большое значение.
Одновозрастные группы.
Дисциплину устанавливает учитель.
Знание исходит от учителя, поощряется индивидуальная работа.
Ошибки ребенка подмечаются учителем, система оценок.
Обучение через внешнюю стимуляцию за счет поощрений и наказаний.
Разновозрастные группы (0–3, 3–6, 6–9 лет
Возможность выбора деятельности способствует развитию самодисциплины.
Поощряется помощь друг другу и сотрудничество в обучении, дети учат друг друга.
Ребенок самостоятельно учится на ошибках благодаря материалам с функцией контроля ошибок. Система оценок отсутствует.
Внутренняя мотивация к обучению благодаря целенаправленной деятельности, полной смысла.
Вовлечение родителей ограничено социальными активностями и орг. собраниями.
Для родителей — специальная программа обучения и вовлечения в развитие ребенка. Детский сад и семья едины в подходе к развитию ребенка.